Качество товаров и услуг равно качеству жизни.
С 1989 года во второй четверг ноября во многих странах мира отмечают Всемирный день качества, празднуют его и в России.
Качество - совокупность свойств продукции, определяющих степень её пригодности для использования по назначению, или же степень совершенства, которым обладает товар, услуга или другой исходный продукт бизнес-процесса. Другими словами, качество - это соответствие требованиям потребителя. С этим явлением мы сталкиваемся повсеместно. Выбираем ли одежду или продукты, страну или район для жизни, работу для себя или школу для детей, и даже мобильного оператора — в целом качество этих параметров определяет уровень жизни человека.
Оно может быть описано с помощью разных аспектов, перечень которых может варьироваться в зависимости от отрасли и контекста. Однако основными аспектами качества являются:
- производительность (способность продукта или услуги выполнять свои функции эффективно и результативно);
- надежность (степень, в которой продукт или услуга выполняют свои функции без сбоев или отказов в течение определённого периода времени);
- долговечность (способность продукта или услуги сохранять свои свойства и функциональность в течение длительного времени);
- безопасность (гарантированная способность продукта или услуги не нанести вред потребителю или окружающей среде);
- удовлетворённость потребителя (степень, в которой продукт или услуга соответствуют ожиданиям и требованиям потребителя).
В советское время в нашей стране был взят курс на стандартизацию товаров промышленного производства, для того, чтобы улучшить эффективность производства и повысить качество выпускаемой продукции. В 1967 году вышло положение о государственном Знаке качества, и в этом же году в рамках всесоюзного конкурса гравёр Красноярского машиностроительного завода Николай Волков разработал легендарный государственный Знак качества, который ассоциировался с надежностью и качеством советских товаров.
Он выглядел как пятиугольник с выпуклыми сторонами, имеющий визуальную взаимосвязь с пятиконечной звездой. Пять граней этого символа отражали главные признаки качества: безопасность, надежность, доступность для всех слоев общества, привлекательность и новизну.
Знак качества присваивали не более чем на три года только после прохождения аттестационной комиссии и исключительно на продукцию высшего качества.
Множество товаров такой знак сопровождал вплоть до 1993 года.
После распада Советского Союза пришлось разрабатывать новые системы стандартов качества. В 2013 году Минпромторг РФ решил возродить систему сертификации товаров. В 2015 году Правительство РФ учредило Российскую систему качества (Роскачество), которая разрабатывает специальные стандарты и занимается мониторингом качества товаров: образцы российского производства закупаются в магазинах, тестируются в аккредитованных лабораториях. Если продукция получает высокие оценки экспертов, то после аудита производства на ней появляется российский Знак качества.
Его пятиугольная форма напоминает образец государственного знака качества СССР, а актуальный дизайн символизирует обновленную систему национального мониторинга товаров.
В 2015 году Роскачество впервые вручило Знак качества производителям продуктов и товаров, соответствующих не только обязательным требованиям законодательства, но и опережающим установленные стандарты.
Уже на протяжении 8 лет производители высококачественных товаров получают право выделять свою продукцию, нанося на упаковку данную маркировку, тем самым помогая покупателям выбирать хороший и безопасный продукт. С одной стороны, с помощью этого знака выделяется лучший товар на полке, с другой – стимулирует других производителей выпускать качественную продукцию и локализовать производство на территории России. И, как показывает статистика, товары, отмеченные российским Знаком качества, демонстрируют рост продаж в среднем на 40%.
В современном мире понятие качества связано не только с показателями товаров и услуг, но и качеством жизни, включающим вопросы экологии, осознанного потребления, социальной сферы, традиций, здорового образа жизни. А этот вопрос волнует всех. Всё, что мы создаем или приобретаем, связано с понятием «качество» и естественным стремлением современного человека обладать лучшим.
Таким образом, проведения Всемирного дня качества – замечательная возможность поблагодарить всех, кто хорошо справляется со своей работой. Для предприятий и представителей бизнеса это возможность поощрить лучших сотрудников, поблагодарить клиентов за лояльность, а партнеров за поддержку. А для потребителей – повод сказать спасибо за хороший сервис, вкусные и натуральные продукты, ответственное отношение производителя к качеству выпускаемой продукции.