Ракитянский район
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области

Социально-трудовые отношения

"Горячая линия" по вопросам легализации социально-трудовых отношений

Работает "Горячая линия" по вопросам легализации трудовых отношений, на которую жители Ракитянского района могут сообщить о несвоевременной или неофициальной - "в конверте" - выплате заработной платы, отсутствии трудовых договоров и других фактах нарушения трудового законодательства.

Телефон "Горячей линии" по вопросам нарушения трудового законодательства

8 (47245) 5-52-20 - управление экономического развития администрации Ракитянского района

Конкурсы

Найдено 8 документов

Информационные материалы и документы

Уведомительная регистрация коллективных договоров

Найдено 6 документов

Порядок заключения коллективного договора

Коллективный договор (ст. 40 ТК РФ) - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Сторонами коллективного договора (ст. 25 ТК РФ) являются работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работников (ст.ст. 29, 30, 31 ТК РФ) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем являются первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Процедуру заключения коллективного договора условно можно разделить на 4 этапа.

Первым этапом в случае если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, либо если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, представлять интересы всех работников, является избрание представителя работников, уполномоченного на ведение переговоров и заключение коллективного договора.

Иной представитель (представительный орган) избирается тайным голосованием из числа работников на общем собрании работников (ст. 31 ТК РФ).

Не допускается участие в общем собрании с правом голоса работодателя и его представителей. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины работающих. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании.

По итогам общего собрания принимается и оформляется протокол, который подписывается председателем и секретарем собрания. Количество экземпляров указанного протокола – не менее трёх. Один экземпляр направляется работодателю при предоставлении уведомления о начале переговоров. Другой, хранится у избранного представителя (представительного органа) работников. Третий, вместе с другими необходимыми документами, представляется в орган местного самоуправления, наделенный полномочиями на проведение регистрации коллективных договоров.

Второй этап это выдвижение инициативы о начале переговоров по заключению коллективного договора. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать представители любой из сторон.

Для начала переговоров необходимо, чтобы одна из сторон направила письменное предложение начать переговоры другой стороне. В предложении о начале коллективных переговоров необходимо выразить намерение вступить в коллективные переговоры, указать предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, состав комиссии по ведению коллективных переговоров (со своей стороны).

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, его заключения, на равноправной основе по решению сторон образуется комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Создание комиссии оформляется распоряжением работодателя. Переговоры ведутся по плану, утвержденному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора.

Третий этап – разработка проекта коллективного договора и его подписание.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

· формы, системы и размеры оплаты труда;

· выплата пособий, компенсаций;

· занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

· рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

· улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

· гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

· контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

· другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Проект коллективного договора утверждается общим собранием работников организации.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров.

Подписание коллективного договора со стороны работников осуществляется их представитель. Со стороны работодателя подписание коллективного договора осуществляется руководителем.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

В связи с этим в коллективном договоре обязательно указывается дата его подписания либо дата вступления его в силу, а также указывается срок, на который он заключается (на 1 год, на 2 года, на 3 года).

Четвертый этап – направление коллективного договора на уведомительную регистрацию.

Коллективный договор не менее чем в двух экземплярах в семидневный срок со дня подписания направляется представителем работодателя в Администрацию Ракитянского района для уведомительной регистрации. Среди представленных на уведомительную регистрацию экземпляров обязательно должен быть оригинал. Копии коллективных договоров должны быть заверены печатью организации и подписью ответственного лица уполномоченного на предоставление коллективного договора на уведомительную регистрацию.

Все экземпляры должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью.

Проблемы заработной платы, требующие особого внимания

Под "серой" заработной платой понимается разделение выплачиваемой работнику суммы: часть выплачивается официально, при этом ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается "в конверте" на руки, размер последней, как правило, устанавливается лишь на словах.

Недостатки получения «серых» зарплат для работников достаточно существенны: незначительные пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, незначительное пособие по безработице, отпускные и расчетные деньги выдаются в соответствие с официальным заработком; минимальные отчисления в пенсионный фонд, что впоследствии негативно скажется на размере пенсии человека. Сотрудники, получающие «серую» зарплату, платят НДФЛ только с того заработка, который прописан в договоре, то есть меньше, чем фактически должны, а это в свою очередь негативно влияет на состояние экономики района, бюджет не пополняется налоговыми поступлениями.

Еще одной важной проблемой является нелегальная рабочая занятость, первый признак которой – это уклонение работодателя от заключения трудового договора с работником. Недостатков такой занятости множество, например, работодатель может задерживать выплату зарплаты на любой срок, ведь трудового договора с работником он не заключал; любого сотрудника можно очень легко лишить части заработной платы за недочеты при выполнении трудовых обязанностей; при увольнении граждане рискуют не получить расчет. Еще одна проблема, с которой сталкиваются люди, не заключившие трудовой договор, получить кредит в банке, кредитные организации для рассмотрения заявки клиента просят представить справку о доходах 2-НДФЛ, а человек официально нигде не работает.

Уважаемые работодатели района, призываем Вас осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане района при несвоевременной выплате заработной платы, использования нелегальной рабочей силы и наличии на предприятиях «серых» схем оплаты труда, могут обратиться в администрацию Ракитянского района по телефону «горячей линии»: 55-2-20

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статья 67. Форма трудового договора.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Не заключение трудового договора лишает работника права на:

трудовой стаж (страховой стаж) для расчета и назначения трудовой пенсии по старости;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда:
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами:
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неформальная (теневая) занятость и её последствия

Неформальную занятость можно определить как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «вчёрную». Да и многие работники предпочитают работать без официального оформления.

Почему люди переходят в неформальную занятость? Здесь существует несколько основных причин: низкая правовая культура населения, невозможность устроиться по договорной форме (большая конкуренция, маленькое предложение, нежелание работодателя выплачивать налоги); гибкий график работы; дополнительный доход; пример друзей, нежелание работать под надзором начальства или в коллективе; устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации. Молодежь склонна к неформальной занятости, потому что здесь сказываются отсутствие образования, невозможность устроится без опыта работы, также сложность совмещать учебу и иную деятельность.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать неформально, работник рискует:

  • получать заниженную оплату труда
  • не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем
  • не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск
  • не получить оплату листка нетрудоспособности
  • полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором
  • получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве
  • не получить расчет при увольнении
  • получить отказ в выдаче необходимого ему кредита
  • получить отказ в выдаче визы

Кроме того, с его зарплаты не будут осуществляться пенсионные начисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро, ближе к старости.

Работникам следует проявлять бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.

На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.

При неформальной занятости государство, а как следствие и общество, теряет часть налогов, которую могли бы платить работники и их работодатели при наличии официального оформления трудовых отношений. Это ведет, например, к недостаточному финансированию бюджетной сферы, ограничивает возможность повышения оплаты труда в бюджетной сфере.

Мы все должны понимать, что неформальная занятость — это, по сути, воровство социальных прав, будущих пенсий. Попробуйте в Германии, например, поработать «вчерную» — соседи сразу сообщат в соответствующие органы. Они просто считают, что если вы не платите налоги, значит, не имеете права на какие-то блага.

Существуют различные методы снижения неформальной занятости. Это и проверки контрольно-надзорных органов, и информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками, и привлечение социальных партнеров, а также заключение коллективных договоров в организациях. Одним из социальных партнеров является объединение работодателей, которое должно обратить внимание на проблему неформальной занятости. Ведь когда одна компания работает в «черной» схеме, а другая в «белой», внутри бизнес – сообщества возникают неравные условия для конкуренции на рынке труда.

Многие потенциальные работники могут просто не знать о расходах, с которыми они столкнутся, работая неофициально, включая отсутствие возможности получить оплату больничного или отпуск по уходу за ребенком. Данная информация необходима для всех категорий трудоспособного населения, но особенно для молодежи, у которых еще есть возможность изменить ситуацию.

Таким образом, «Неформальная занятость – это низкий официальный заработок, нарушение трудовых прав работников в области режима и условий труда, чрезвычайная сложность защиты этих прав. Это низкая пенсия в будущем и невозможность взять кредит в настоящем. Такие работники лишены возможности получать в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, безработице, по уходу за ребенком и выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов».

Утверждена типовая форма трудового договора для микропредприятий и индивидуальным предпринимателям

В соответствии со статьей 309.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства России № 858 от 27.08.2016 г. «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям» утверждена типовая форма трудового договора.

Постановление вступила в силу с 1 января 2017 г.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к микропредприятиям относятся работодатели – субъекты малого предпринимательства с численностью работников до 15 человек.

Микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, включив соответствующие условия в трудовые договоры, заключаемые на основе типовой формы.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом к обязательным локальным актам отнесены штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, график отпусков, положение о защите персональных данных работников, правила в сфере охраны труда, учета рабочего времени и другие, предусмотренные Трудовым кодексом.

Типовой трудовой договор на микропредприятиях снизит объем документооборота в кадровом делопроизводстве и повысит уровень защиты трудовых прав работников, а также исключит риски санкций надзорных органов в отношении работодателей.

Почему необходимо провести СОУТ до 1 января 2019 года

Почему нужно провести СОУТ сейчас.

2018 последний год, отведенный Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение СОУТ с момента начала ее процедуры. Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или нестационарное (водители, курьеры, грузчики, продавцы и т.д.).

Фактически до 31 декабря 2018г. работодатель мог быть в процессе проведения СОУТ:

  • подписания договора
  • утверждения приказа и графика проведения СОУТ
  • фактического проведения услуг
  • утверждения отчета и подписания карт СОУТ
  • подачи декларации.

Данные факты или отсутствие специальной оценки условий труда могли быть выявлены в рамках плановой или внеплановой проверки организации ( к примеру по любой жалобе сотрудника в государственную инспекцию труда или же несчастному случаю в организации. )

Отчетность по СОУТ.

По итогам специальной оценки условий труда организация ее проводившая, ОБЯЗАНА отправить результаты СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (https://akot.rosmintrud.ru/sout/info ), в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета, согласно 426 ФЗ.

А работодатель обязан подать декларацию по результатам СОУТ согласно 11 статьи 426 ФЗ и разъяснениям Министерства труда, в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета. Дополнительно работодатель обязан указать данные о проведении СОУТ в таблице 10, отчета 4-ФСС.

Штрафы и ответственность.

Уже сейчас проверяющим (Государственной Инспекции труда и Прокуратуре РФ) доступна и видна, а с 1 января 2019 г. будет полностью обобщена в электронном виде информация об организациях НЕ ВЫПОЛНИВШИХ требования Федерального закона (нарушивших сроки и порядок проведения СОУТ во всех электронных системах. ).

Фактически это позволит штрафовать организации без проведения проверки, по данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (https://akot.rosmintrud.ru/sout/info) и межведомственным информационным системам по данным отчетности ФСС.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. Для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Дополнительно данные нарушения могут стать причиной плановой проверки предприятия, в рамках которой будут уже запрашиваться как и результаты СОУТ, так и проводиться проверка соответствия организации трудовому законодательству РФ. Будет проверено обучение по Охране труда, наличие журналов с инструктажами, а так же назначение ответственных за охрану труда или деятельность отделов охраны труда.

В случае повторных нарушений и нарушений предписаний юридическим лицам грозит штраф ДО 200 тысяч рублей и приостановка деятельности организации на срок до 90 дней.

Уважаемые предприниматели не откладывайте проведение специальной оценки условий труда на 2019 год. Это может привеcти к нежелательным последствиям со стороны надзорных органов, возникновению штрафных санкций, а в случае сложных ситуаций и приостановке деятельности предприятия, что может поставить под угрозу жизнь компании в целом.

Медицинские осмотры

В соответствии со статьями 213, 266 и 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить обязательные медицинские осмотры (обследования) отдельных категорий работников за счет средств работодателя.

Согласно статье 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медосмотр до того времени, пока названный медосмотр работником не будет пройден.

Различают 3 вида медицинских осмотров (обследований):

Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении работника на работу. Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.

Периодические медицинские осмотры проводятся в течение трудовой деятельности.

Для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале дня (смены), а также в течение и (или) в конце дня (смены).

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Таким образом, процедура предварительных и периодических медосмотров позволяет работодателю не допускать к выполнению работ работников, имеющих медицинские противопоказания по состоянию здоровья для данного вида работ и проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия вредных производственных факторов, чтобы избежать возникновения профзаболеваний по вине работодателя.

Необходимость проведения медицинских осмотров работодатель определяет на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, а также по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie